Защита деловой репутации

Юридические лица, как и граждане, обладают определенными нематериальными благами. В современных условиях рыночной экономики особое значение приобретает деловая репутация хозяйствующего субъекта. С момента создания юридического лица все, что относится к его деятельности, влияет на формирование общего представления о его репутации.

Существование любой организации зависит от представления о ней других организаций (поставщиков, кредиторов, спонсоров и т.д.), рядовых граждан (клиентов, потребителей) и всего общества в целом. За деловую репутацию борются, работают над ее формированием годами, затрачивают массу финансовых и иных ресурсов. Многие крупные организации имеют специальные отделы, которые занимаются »поддержанием» деловой репутации на определенном уровне.

По мере развития общества, а также хозяйственного оборота возникает объективная необходимость уяснения сущности деловой репутации. В ряде нормативных источников мы можем встретить упоминания о деловой репутации, однако фактическая ситуация такова, что ни один ныне действующий закон не закрепляет официального определения.

Согласно формальному определению, предложенному Джоном Вильсоном в 1985 году, репутация есть характеристика, приписываемая одним субъектом другому субъекту. У понятия деловая репутация множество синонимов и схожих по смыслу терминов, таких как гудвилл (goodwill), имидж, бренд, которые используются в бухгалтерском учете, маркетинге. Репутация может быть положительной или отрицательной и имеет подвижный характер в зависимости от того, на какой информации она базируется. Репутация завоевывается делом, отсюда, по всей видимости, было введено такое понятие, как деловая репутация.

Под деловой репутацией принято понимать общественное мнение о деловых качествах лица, сложившееся в профессиональной, производственной, торговой, коммерческой, посреднической, служебной и иной деятельности.

Деловая репутация – понятие, подвергшееся в настоящее время реанимации. Его возрождение естественно и более того – необходимо. Однако необязательно привязывать этот процесс только к бурному развитию предпринимательской активности общества, поскольку сама тенденция к коммерциализации не обусловливает появления элементов внутренних взаимоотношений субъектов общества, а только лишь готовит необходимую базу для их зарождения и развития. Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что деловая репутация юридических лиц имеет большое общественное значение, весьма уязвима, с трудом восстанавливаема. С каждым годом растет количество исковых заявлений, поданных юридическим лицами в Арбитражные суды в защиту своей деловой репутации.

Право на защиту деловой репутации гарантирует максимально свободное от внешнего воздействия формирование мнения о профессиональной деятельности субъекта, предоставляя последнему возможность совершения действий, направленных на устранение препятствий в создании положительного делового имиджа, обеспечивает его восстановление и компенсацию потерь, возникших в результате правонарушения.

В случае умаления деловой репутации юридического лица неимущественный аспект этого права может проявиться в опубликовании опровержения сведений, нанесших вред деловой репутации, а имущественный аспект права – в возмещении причиненных умалением деловой репутации материальных убытков. При этом одного лишь возмещения убытков либо только опубликования опровержения порочащих сведений не будет достаточным для того, чтобы говорить о восстановлении нарушенного права на деловую репутацию.

По делам данной категории необходимо в каждом конкретном случае устанавливать три факта:

1) факт распространения сведений о юридическом лице;

2) не соответствие действительности распространенных сведений;

3) порочащий характер сведений.

При этом распространением будет считаться разглашение сведений среди неопределенного круга лиц. Для того чтобы произошло распространение сведений, не имеет значение факт получения информации лицами, которым она доносится. Тенденции последних лет позволяют с уверенностью говорить, что в основном распространение происходит через СМИ, а также появляются новые способы распространения через сеть Интернет.

Несоответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности в тот момент и время, к которому относятся оспариваемые сведения.

Сведения будут иметь порочащий характер, если они содержат утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности.

Несмотря на то, что деловая репутация, по смыслу закона, не является имуществом, в то же время она обладает вполне конкретной имущественной ценностью. Например, деловая репутация относится к числу факторов, влияющих на курсовую стоимость акций тех или иных акционерных обществ – участников фондового рынка, увеличивая или уменьшая ее размер по сравнению с номинальной стоимостью акций. Имущественная ценность деловой репутации признается и в судебной практике.

Критерии определения размера компенсации совпадают с теми, которые используются Европейским Судом при реализации справедливой компенсации нематериального вреда: характер, степень и продолжительность негативных последствий умаления деловой репутации юридического лица; неопределенность в планировании решений компанией; беспокойства и неудобства, причиненные членам руководства компании. При этом предоставления каких-либо конкретных доказательств указываемой истцом суммы денежной компенсации не требуется: причинно-следственная связь факта умаления деловой репутации и наступившего нематериального вреда оценивается исключительно судом.

Стоит отметить, что отсутствие легального закрепления на законодательном уровне понятия деловой репутации чинит проблемы в процессе правоприменения, хотя Арбитражные суды пытаются составлять «обобщения» для создания единства судебной практики.

Практика Арбитражного суда Ивановской области идет по пути компенсации нематериального вреда, причиненного юридическому лицу. Хотя на догматическом уровне давно уже разработан термин »репутационный вред», который активно компенсируется зарубежными практиками при разрешении вопроса о защите деловой репутации.

Таким образом, юридическим лицам необходимо принимать максимум усилий для выработки, поддержания и защиты своей деловой репутации на определенном уровне, так как положительная деловая репутация – условие успешной деятельности юридического лица.

Звоните по телефону и запишитесь на БЕСПЛАТНУЮ консультацию: +7 (951) 4444 -263